- История иконы
- Приметы Ильина дня
- В чем состоит пророчество Ильи о Христе?
- Карающая десница
- Чем пророк отличается от прорицателя?
- «Огненный» пророк
- Как и почему почитали Святого Илью на Руси
- Описание святого лика
- Как молиться
- Молитва перед иконой Пророка Ильи
- Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле
- Сюжетные иконы святого Ильи
- Изображения святого
- Николай Чудотворец
- Обличит Антихриста и превратит воду в кровь
- Почитание святого старца
- Моральный облик
- «Пятна» на биографии: правда или вымысел?
- Где находятся иконы
- Икона в храме Ильи Пророка в Израиле
- Народная метеорология
- О чем молятся святому?
- Иконы с изображением пророка
- Дни празднования
- В чем помогает икона Ильи Пророка
- Зачем Илия появляется в Новом Завете?
История иконы
Великий старец жил на земле за 9 веков до рождения Мессии. Имя Илия означало «угождать Господу». Святой проявил себя как ревностный последователь истинной религии, его проповеди, вселившие любовь к Господу в сердца людей, слушались с большим уважением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другие делать не могли.
Пророк Илия, второй избранный Господом после Моисея, способен исцелять от серьезных болезней, изгонять гнев из человеческих сердец и даже посылать дожди во время засухи.
Святой стремился обратить заблудшие души к поклонению и покаянию. Пришло время, когда засуха иссушила последний источник воды. Илья, как и все люди, голодал, но не отвернулся от посланных ему свыше веры и силы. В один из самых тяжелых моментов святитель попросил у бедной женщины кров и пропитание. За доброту, от которой не отказала вдова, ее дом больше не знал голода.
В молитве Илья обратился к Богу, умоляя о силе. Необъяснимое чудо воскресения также относится ко времени его жизни и считается одним из чудес, совершенных великим пророком.
Но, несмотря на чудеса, он подвергся гонениям и скрывался от языческих гонений. Тогда праведный святой решил устроить состязание со священниками Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник падет небесный огонь, тот бог прав.
В течение дня жрецы исполняли ритуальные танцы перед Ваалом, нанося себе удары ножами. Но огонь не спал с неба по их зову. Вечером Илия построил жертвенник из двенадцати камней (по количеству колен Израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному Богу и просил послать огонь к жертвеннику, чтобы увещевать заблудших.
В этот момент на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого люди снова поверили в единого бога и жрецы Ваала были убиты. Бог послал дождь на землю, и засуха закончилась.
В Библии мы можем прочитать, что Илия вознесся к Богу в огненной колеснице при жизни.
Свидетелем этого чудесного события стал его ученик Елисей, которому пророк сбросил одежду с колесницы. Илия стал вторым святым Бога, вознесшимся на небо живым после праведного Еноха.
Приметы Ильина дня
С праздником Илии Пророка связано множество примет и пословиц. Большинство из них были связаны с верой в то, что день Ильина знаменует конец лета и начало осени.
- На Илье летом до обеда, осенью с обеда.
- В день Ильина и камень растет.
- Со времен Ильина у рабочего было две радости: длинная ночь и холодная вода
- Илия пророк — термин, означающий косить.
- Илья зачинает щетину, лето кончается.
- Перед Ильей мужчина умывается и здоровается с Ильей.
- Перед Ильей священник не будет просить дождя; после Ильиных дней женщина потянется за фартуком.
- Если на Вознесении шел дождь, то Илья будет с грозой.
- Петр и Павел сократили час, и пророк Илия взял два часа пути.
Илья зачинает щетину, лето кончается. Фото: gallerix.ru
В чем состоит пророчество Ильи о Христе?
По словам Александра Копировского, в новом откровении от Бога — что в глубине Его огня свежесть и тишина, а в Боге мир. Илия невольно проповедует Христа, хотя прямо о нем не говорит.
Например, пророк Исайя пророчески говорил о Христе, который будет «человеком печали, познавшим болезни», что все зло нашего мира падет на него, «не имеющего ни вида, ни величия». Это почти предсказание о Христе. И Илия другой — он пророк, который показывает, насколько может ревновать к Богу — не просто веря в Бога, принося Ему жертвы, получая от Него дары, но заботясь о Боге.
В этом рвении Илия предшествует Христу. Сам Христос не похож на Илию. Только в одном эпизоде своей жизни Христос чем-то похож на Илию — когда он гонит купцов из храма. Однако главное в Иисусе Христе — это воплощенное в нем «дыхание тихого ветра», которое лечит, озаряет, вдохновляет, восстанавливает человека, воскрешает его.
Карающая десница
Пророк Илия поражает не только грешников, но и демонов. Спасаясь от его смертельной молнии, демоны могли прятаться в кошках, собаках, рыбах и даже в нерадивых людях, но Илья все же нашел их и столкнулся с нечистью. Не зря его имя часто используется в заговорах восточных славян о болезнях и вреде. В некоторых легендах пророк Илия борется с самим сатаной.
Доказать свою силу Илья может накануне отпуска, в так называемую ночь воробьев, страшной грозой, громом и молнией, когда тревога охватывает не только человека, но и скот, и птиц. Чтобы обезопасить себя от гнева пророка, крестьяне читали обращенные к нему молитвы, в самый день Ильина и в Ильинскую неделю совершались молитвы, иногда приносили жертвы. У входа в село установили чашу с овсом и рожью, а икону пророка окунули в священный источник, принесли в храм мед, пиво, горох и рожь из нового урожая.
Свою силу Илья демонстрирует накануне отпуска — воробьиной ночью со страшной грозой, громом и молнией. Фото oir.mobi
Распространен был и такой обычай: в Ильин день священник после молебна освящал весь скот села, после чего забивал заранее купленного на общие деньги быка, в церковь приносили лопату и все отдых использовался для деревенской тусовки с гулянами до рассвета. Эта общая трапеза символически воспроизводила знаменитый эпизод с горой Кармель и в то же время имела практическое значение, защищая, по мнению крестьян, скот.
Чем пророк отличается от прорицателя?
Для многих современных людей пророк отождествляется с прорицателем — спросите его, как цыгана, какой путь у меня следующий — и пророк предскажет или скажет вам, что у вас было в прошлом, чего он не мог знать. «Это чрезвычайно узкое и искаженное понимание пророчества, сведенное к предсказанию», — говорит профессор Копировский. — Неслучайно Священное Писание называет этих лжепророков. И не потому, что они всегда лгут, а потому, что они распространяют некоторые знания — неважно о прошлом, настоящем или будущем — в целом, полуправду как истину. Обращайте внимание на них или на то, что для них хорошо».
Александр Копировский: «Истинный пророк — это тот, кто пробуждает совесть человека и целого народа и говорит то, что почти всегда бесполезно и даже опасно для него самого, потому что он хочет восстановить в людях узы любви и надежды, которые Я всегда сломлен, когда люди уходят от Бога».
Таким был пророк Илия. Само имя Илия несет в себе Бога, на иврите звучит довольно резко: Элиягу. И «Эль» означает «Бог», «божественность», а слово «Яхве» относится к священному имени Бога, и буквально имя пророка переводится: «мой господин — только Бог». Нам в славянской традиции сложно слышать такие имена.
«Огненный» пророк
Илия в пустыне. Вашингтон Олстон, 1818 год. Музей изящных искусств в Бостоне, США
Засуха длилась три с половиной года. Наконец, Бог сказал Илии, что у него была «духовная дуэль» со слугами Ваала. Илия хотел показать не только царя Ахава, но и всего Израиля, кто является истинным Богом. Пророк сказал священникам Ваала: «Пусть они дадут нам двух телят и выберут себе теленка, откроют его и положат на дрова, но не кладите огня; но я приготовлю другого теленка и положу его на дрова, но я не буду зажигать для него огонь, я призову имя вашего бога, но я призову имя Господа Бога моего. Единственного Бога, Который даст ответ огнем — Бог »(4 Царств 18: 23-24).
Первыми помолились слуги Ваала. Они часами скандировали его имя, скакали к алтарю, закалывали себя ножами, но финикийский бог не отвечал. «В полдень Илия посмеялся над ними и сказал: воскликните громким голосом, ибо он бог; возможно, он думает, или чем-то занят, или в дороге, или, может быть, он спит, тогда он проснется »(3 Царств 18:27).
Священники Ваала ничего не получили, и Илия пошел к жертвеннику. Он попросил полить водой жертвенного тельца, дрова и жертвенники, чтобы никто не усомнился в силе Единого Бога. И поэтому по молитве пророка произошло чудо: «Сошел огонь Господень и пожрал всех всесожжения, дрова, камни и пыль, и проглотил воду, которая была в яме. Увидев это, все люди пали ниц и говорили: Господь есть Бог, Господь есть Бог! » (3 Царств 18: 38-39). Жрецы Ваала были казнены, и на землю пролился проливной дождь. Долгая засуха закончилась.
Огонь в Ветхом Завете часто сопровождал явления истинного Бога: «Зрелище славы Господней на вершине горы было пред очами сынов Израилевых, как огонь пожирающий» (Исх 24:17)).). Также в Ветхом Завете мы часто читаем, что Бог «сжигает» врагов избранного народа. Согласно интерпретации епископа Виссариона (Нечаева), огонь является «символом Божьей карательной истины, гнева Божьего», но также «знаком Божьей милости к израильскому народу».
Пророк Илия стал живым образом божественного суда над людьми, не желающими познать истинного Бога.
Как и почему почитали Святого Илью на Руси
Он стал одним из первых, кому поклонялись в России. В ее честь были воздвигнуты храмы, первые в Киеве в IX веке, а княгиня Ольга приказала построить церковь в северной части России, в селе Выбуты. Илья считался и продолжает считаться исконно русским святым, понимающим беды и боли своего народа.
Ильин день, отмечаемый верующими 2 августа, считается делением времен года. Хотя это тоже лето, в средней полосе России после этой даты в водоемах не промокают и, как правило, становится намного холоднее, становится дождливым. В этот день просили святого о хорошем урожае, а девушки умоляли дать им подругу, с которой они спустились бы к алтарю.
Описание святого лика
В старину иконописцы изображали всех святых почти одинаково. У них были длинные волосы и бороды, в руках были плащ и свиток. Иногда на головах пророка видели шляпу.
Они различали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все изображения несколько видоизменены, но общий смысл и текстуры все же сохранены. Это утверждение также относится к иконам с изображением пророка Илии. Чаще всего с ним связаны два тематических изображения.
Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи пророка». На самом деле, конечно, текстур намного больше. Однако эти два изображения чаще других встречаются в храмах и домах верующих.
Самый древний образ появился за время существования Византии. На иконе святой изображен грозным и хмурым монахом, его костюм — красный шерстяной плащ, лицо украшено длинными волосами и густой бородой, а головной убор — церковной шапкой.
На изображениях, сделанных позже, наблюдатель может заметить кинжал в руках достопочтенного старца, символизирующий его неприязнь ко всем язычникам.
В некоторых монастырях сохранились две версии образа Пророка в разные моменты его жизни.
- На первом полотне святой сидит на камне посреди пустыни и глубоко о чем-то размышляет, рядом с ним пещера. Голова монаха повернута и в правом углу полотна изображена та самая ручная ворона, которую Господь послал накормить преподобного старца. Легенда гласит, что этот сюжет касается периода времени, когда святой еще не достиг небесных сфер духовно.
- На другом изображении Пророк восходит к Господу в огненной колеснице. Его взгляд обращен к земле, от которой он постепенно и постоянно удаляется.
На заметку! Церковное поминовение святого отмечается 20 июля; в России этот день считается особо почитаемым. Накануне праздника издревле готовили ритуальное печенье, а полевые работы символически завершались. На самом празднике запрещалось заниматься какой-либо работой, так как люди считали, что жесткий христианин Илия способен наказать за неуважение к его памяти.
Как молиться
Образ этого святого должен присутствовать в каждом доме. Перед ней нужно поставить свечи и помолиться. Во многих случаях считается, что Пророк Илия обязательно поможет. Молитва, читаемая перед его иконой, должна исходить от сердца.
Если человек преклоняет колени перед изображением в храме, он должен соблюдать некоторые правила: идти в обитель Бога только с открытым сердцем и с добрыми намерениями. Перед входом его следует подать нуждающимся.
При входе в храм необходимо перекреститься и поклониться. После этого следует подойти к иконе пророка Илии и зажечь свечу перед его изображением. Избавившись от всех посторонних мыслей, стоит сосредоточиться на своей просьбе. Если человек молится дома, то он должен поставить перед собой икону и зажечь рядом свечу.
Молитва перед иконой Пророка Ильи
«Святой пророк Господа Ильи, обращаюсь к тебе, человеколюбец и праведник Божий. Вознеси молитвы недостойных рабов (имя) Отцу нашему, да услышит он наше покаяние, покаяние за постыдные грехи. Пусть заступничество неба поможет нам дистанцироваться от порока и дьявольского обмана. Он укрепляет нашу веру, дает смирение и кротость, любовь к ближнему, терпение. Освободи, великий святой, твоей молитвой от гнева Творца. Тебя, которые жили в этом мире и вкусили боль, мы славим тебя, желая вечных благословений в Царстве Господнем. Мы возносим славу нашему Отцу, милосердному Иисусу Христу и Святому Духу во веки веков. Аминь».
Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле
Несколько столетий подряд паломники со всего мира посещали гору Кармель, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья долгое время скрывался от преследователей, и здесь он победил языческого жреца. Храм построен прямо над пещерой в форме креста.
Во дворе небольшой алтарь, похожий на тот, который создал в свое время Илья. Рядом стоит упорядоченная статуя пророка, поднявшего руку с клинком на языческого жреца. Когда мусульманская арабская армия вела войну с евреями, они отрезали статуе руку, полагая, что она помогает всему народу в войне. Храм был построен относительно недавно — в первой четверти ХХ века, в праздник святого Илии. Каждый год сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или крестить детей.
Сюжетные иконы святого Ильи
Первый из них — Илья и ворона. На иконе пророк сидит у ручья, окруженный нависшими над ним скалами. Ворона сидит на дереве или камне и держит в клюве хлеб. Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается о том, как пророк, возвещая о начале засухи царю Израильскому Ахаву, ушел в пустыню… Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных иконы этого пророка, на которых запечатлены разные моменты его жизни. Из общего количества можно выделить две самые известные истории.
«И он пошел и сделал по слову Господа; он пошел и остановился у потока Хорафа, что напротив Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо утром и хлеб и мясо вечером, и он пил из потока »(3-я Царств 17: 5-6).
Второй сюжет — это восхождение Илии на небо на огненной колеснице. В отличие от двух предыдущих иконок, изображение этого типа очень символично и вызывает много вопросов у неподготовленного человека. Но сначала перейдем к тексту Библии:
«Когда они прошли, Илия сказал Елисею: спроси, что тебе делать, пока ты меня не взял. И сказал Елисей: Дух, который в тебе, да будет мне вдвойне. И он сказал: вы сильно просите. Если ты видишь, как меня отнимут у тебя, это будет для тебя так, но если ты этого не увидишь, этого не будет. Пока они шли и разговаривали по дороге, внезапно появилась огненная колесница и огненные кони и разлучили их обоих, и Илия устремился в небо вихрем. Елисей взглянул и воскликнул: Мой отец, мой отец, колесница Израиля и ее конница! И с тех пор я его не видел. И он взял свою одежду и разорвал ее надвое. И он поднял плащ Илии, упавший с него, и обратился обратно »(4 Царств 2,9-13).
Вот иконка, изображающая это событие. Ниже изображен стилизованный Иордан, протекающий между скалами. Елисей, ученик Илии, стоит на берегу и протягивает руки своему господину, как будто он что-то берет у него. Сам Илия изображен вверху иконы стоящим в двух- или четырехосном экипаже, запряженном несколькими лошадьми. Колесница охвачена пламенем, так что сам пророк как бы пожирается им. Лошади направляются к небу, а сам огненный шар поддерживает ангел. Некоторые иконы показывают, что облако огня, в котором находится Илия, является продолжением крыльев ангела, что огонь и ангел — одно. И, наконец, самое высокое положение занимает образ Бога, как в виде благословляющей десницы, так и в виде светового облака. Иногда под ноги Елисея натягивается плащ: шерстяной плащ Илии, брошенный пророком в дар своему ученику.
Символика иконы в каждой детали передаёт в молитве идею восхождения пророка из нижнего мира в мир высший. В первую очередь, это скалы, которые в иконографии всегда являются символом твердой веры и духовного восхождения. Огненный шар — это образ Божьей славы, а также того ангельского мира, в котором умер Илия. Эту же идею подчеркивают лошади, бегущие вверх, охваченные божественным пламенем. Кстати, колеса кареты — это тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из высших ангельских чинов — Престолы — изображен именно в виде колес с глазами на спицах. На иконе изображен переход Илии к небесной славе. Согласно легенде, он физически вознесся и умрет только тогда, когда вернется на землю, чтобы осудить антихриста перед вторым пришествием Христа.
Изображения святого
Многие иконы посвящены Святителю Николаю Милосердному. На Руси они стали распространяться вместе с Крещением. Многие мастера, избравшие своим основным видом деятельности иконопись, изображали Николая.
Все святыни делятся на три типа:
- рост;
- жизнь;
- житийный.
Святилища жизни имеют особое значение в истории церкви. В центре — изображение Николы в пол или в полный рост, вокруг — сцены из ее жизни (каждая называется почтовой маркой). Есть три подтипа святилищ: на младенчество, на посвящение в духовные саны, на чудеса и на добрые дела.
Обычно Николай изображается с Евангелием в одной руке, а другой застывшим в благословляющем жесте. Но есть исключения, например, Никола Можайский. В правой руке он держит меч, в левой — город с православным храмом внутри. Николай по праву считается защитником христианских городов. Многие оборонительные крепости имели целые кельи с иконами. Это вдохновило иконописцев на создание подобных образов.
Ко времени правления Иорама (сына Ахава) Илия приобрел огромную духовную власть не только в северном, но и в южном царстве. Он больше не действовал один. Ему помогли верный пророк Елисей и многие ученики. Согласно обычаю того времени, члены пророческих школ («сыновья пророков») жили в городах отдельными общинами, ели полевые овощи (4 Царств 4: 38-40), проповедовали слово Бог (Судей 6: 8-10).
Незадолго до своего вознесения Илия в присутствии Елисея совершил великое чудо: «И Илия взял свой плащ (плащ — ред.), Скатился и ударил им по воде, и разошелся здесь и там, и оба пересекли реку суша »(4 Короля 2,8).
Но кульминацией жизни пророка стало другое событие: «Вдруг появилась колесница огненная и кони огненные и разъединили их обоих, и Илия устремился на небо вихрем» (4 Царств 2:11).
Писание указывает, что он вознесся в теле, а не в духе. В то же время часто считается, что пророк Илия взошел на огненной колеснице в Царство Небесное, к самому Престолу Божьему. Однако в церковном славянском переводе Библии говорится, что Илия не вознесся на небеса, но «как на небеса»: «И примите это за iliá vihrom, как на небесах».
В этом переводе сохраняется частица «яко» («ас»), которая сегодня отсутствует в наиболее распространенном синодальном переводе. Есть эта частица («ὡς» или «как») в греческом переводе — Септуагинте. Судя по этим переводам, Илия «словно» возносится на небеса.
У святых отцов нет единого мнения о том, где находится Илия после вознесения. Святая Беда Достопочтенная считала, что пророк ушел на Небеса. По мысли св. Беды, восхождение Илии, очевидно, «не вознесение на самое небо (как у Христа), а восхождение в воздух на высоту, с которой он уже незримо перенесся к небесным радостям».
Так думает и святитель Димитрий Ростовский. Он считает, что Илия, «взятый плотью на небесах на огненной колеснице, все еще жив во плоти, охраняемый Богом в райских селениях».
Однако святитель Григорий Двоеслов учит, что пророк восходит к тайному земному месту, где он должен «пребывать в физическом и душевном спокойствии, пока в конце света на земле не появятся стада, чтобы заплатить долг смерти». Точно так же преподобный Роман заявляет о милом певце. В кондаке, который он составил для Вознесения Господа, говорится: «Илия, сидящий на огненной колеснице, взошел, но не достиг неба, как написано: как на небе. Но Бог Еноха и Бог Илии вознесся на небеса, заявив нам: «Я не оставлю вас, Я с вами, и никто не будет против вас».
Местонахождение Илии после его вознесения остается загадкой. Ясно одно: Вознесение Илии — это прообраз Вознесения Иисуса Христа и жизни праведников в Царство Небесное. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Илию похитили на огненной колеснице, и Церковь тоже поднимется. Ты мне не доверяешь? Вы верите в Павла, в котором Христос сказал: «Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда будем с Господом»».
Николай Чудотворец
Николай Чудотворец родился почти через 1200 лет после Ильи. Примерный год рождения будущего епископа Мирликийского — 270 лет от Рождества Христова. С детства проявлял интерес к богослужению: все свободное время проводил в церкви, изучал Священное Писание, молился. Получив начальное образование, он ходил в церковь лектором, позже стал священником, читал проповеди. Дядя ему помог. Он увидел в мальчике необычное для столь юного возраста стремление к праведной жизни. Николай продолжил образование в Александрии. Тогда это был научный и культурный центр Рима. Лучшие умы стекались в этот город, чтобы получить доступ к обширной библиотеке, образовательным учреждениям, развитым для своего времени.
Историки расходятся во мнениях относительно того, как Николай стал епископом. Некоторые говорят, что это логическое продолжение духовной «карьеры». Другие утверждают, что он был назначен духовным советом после того, как одному из его представителей явилось видение. Тогда в Риме правил жестокий император, издавший указ о преследовании христианской веры. Николая несколько раз несправедливо судили за проповедь. Его приговорили к пыткам, к тюрьме и пытались заставить его отказаться от своей веры.
Обличит Антихриста и превратит воду в кровь
По традиции Церкви, миссия пророка Илии еще не завершена. Вместе с праведным Енохом Ветхого Завета, также взятым живым «как на небесах», он ожидает пришествия последних времен и правления «человека греха» — Антихриста, который будет притворяться Богом.
Когда это произойдет, Илия и Енох разоблачат беззаконие антихриста. Иоанн Богослов в своем «Апокалипсисе» пишет: «Они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, облаченные во вретище» (Ап 11,3).
Монах Экумениус Хитрый объясняет: «После Илии Фесвитского придет Енох, предвкушая второе пришествие Христа, которое должно произойти после пришествия антихриста. На самом деле они говорят, что придут первыми и засвидетельствуют, что знамения, совершаемые антихристом, ложны и грешнику не нужно верить ». В «Апокалипсисе» также говорится, что пророки осудят антихриста «властью и силой»: они смогут закрыть небо, чтобы не шел дождь, превратить воду в кровь и поразить землю язвой (Откр. 11: 6). Ожидается, что они будут убиты с Божьего разрешения, но через три с половиной дня они воскреснут, что станет началом Второго пришествия Христа.
Почитание святого старца
Великий старец жил на земле за 9 веков до рождения Мессии. Имя Илия означало «угождать Господу». Святой проявил себя как ревностный последователь истинной религии, его проповеди, вселившие любовь к Господу в сердца людей, слушались с большим уважением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другие делать не могли.
Святой страстно желал вернуть заблудшим душам забытые знания о Господе и Его Царстве. Существует легенда, что проповеднику не удалось победить смерть: он отправился живым в небесные сферы на огненной колеснице.
Житийная икона пророка Илии
Пророк Илия, который является вторым избранным Господом после пророка Моисея, способен исцелять от серьезных болезней, изгонять гнев из человеческих сердец и даже вызывать дождь во время засухи.
Важно! Каждый христианин должен обзавестись иконой с изображением святых и поставить ее рядом с ликами Христа и Богородицы.
Моральный облик
Моральный облик Николая идеален с точки зрения христианства: он не грешник, живет по заповедям, проповедует, не отказывается от веры даже в трудные минуты, помогает ближнему. Бог испытал Приятное не только с трудом, но и с избытком. Его семья была хорошо обеспечена. После смерти родителей юноше повезло. Он мог пропустить эти деньги, собрать их, стать богатым человеком, просто жить, управлять своим состоянием и практически ничего не делать. В любой момент 99% людей это сделают. Но все свое состояние Николай отдал нуждающимся. Сам он уехал путешествовать по миру. Добродетель Тауматург старался творить как можно более тайно. Всем известна история трех сестер, которые спасли ее от рабства, бросив в дом мешки с золотом в качестве приданого. Кто им в этом помогает, выяснил отец девочек. Но Николай просто попросил никому не рассказывать о содеянном. Ему не нужны были ни слава, ни деньги, ни благодарность. Человек просто совершал божественное действие. В епископском сане Николай не обладал гордостью. Он не переставал помогать каждому ближнему, молясь о спасении их душ, о прощении. По этой причине весь приход любил и уважал Приятного.
«Пятна» на биографии: правда или вымысел?
Тот факт, что Николай стал святым, пришел в Царство Небесное, говорит о том, что всю свою жизнь он совершал божественные деяния. Ученые спорят о двух спорных фактах. Первый — это пощечина на Никейском соборе. Говорят, Николай ударил человека, который высказывал крамольные мысли об Иисусе Христе, просил изменить некоторые христианские каноны. Известно, что в церкви над Николаем прошел суд. Но нет никаких доказательств того, по какой причине это было. Ученые, изучающие историю Православия, констатируют, что ни в одном упоминании о Никейском соборе нет имени епископа Мирликийского. В то же время такое знаменательное событие (первое всеобщее собрание всего духовенства) описывалось сотни раз. Скорее всего, Николы просто не было. Второй случай — разрушение храма Афродиты в мирах Ликии. В Священных Писаниях говорится, что Николай сравнял его с землей и снес все, что осталось. Святой увидел, что здание было убежищем для бесов. Святой злился не на само здание, его значение, а на злых духов, которые там находились. Там же была построена церковь, епископом которой стал Чудотворец. Что именно подразумевается под разрушением, не совсем понятно. Археологи утверждают, что языческий храм существовал, но был разрушен землетрясением в начале нашей эры, примерно за 200 лет до рождения епископа Мирлики.
Где находятся иконы
Самый популярный в России образ престарелого святого хранится в храме, освященном в его честь и построенном в Обыденском переулке. 20 клейм, украшающих полотно, показывают главные события жизни старшего монаха.
В этом же храме находится еще одна икона, тоже чрезвычайно почитаемая православным народом. Он был создан в честь празднования 200-летия собора. На полотне старик изображен сидящим в пустынной местности.
В храме Пророка, расположенном в Новгородской области, также есть две чудотворные иконы с изображением святого преподобного. Один был создан 200 лет назад и используется в ежегодном крестном ходу. Другому изображению около двух десятков лет, но, несмотря на молодость этого творения, его полюбили прихожане.
Иконы с изображением преподобного старца повсеместно продаются в лавках церквей на территории монастырей. Перед изображением ставятся свечи, молитва произносится искренне и сосредоточенно.
Икона в храме Ильи Пророка в Израиле
В течение нескольких столетий паломники со всего мира приезжали на гору Кармель, чтобы лично прикоснуться к святилищам, связанным с именем этого божественного проводника. Место для строительства храма было выбрано не случайно. По легенде, именно в одной из пещер этой горы пророк Илия был вынужден долгое время скрываться от преследователей.
Именно здесь ему удалось победить языческого священника. Храм построен прямо над этой пещерой и имеет форму креста. Небольшой алтарь, расположенный во дворе, очень похож на тот, который создал в свое время сам Илья.
Рядом с ним находится статуя этого пророка, держащего руку с клинком на голове языческого жреца. Когда арабская армия боролась с евреями, мусульмане, вырезав ее, чувствовали, что, поступив так, они уничтожат помощь, которую она оказывала христианам.
Храм был построен относительно недавно: в праздник Святого Пророка Илии в первой четверти ХХ века. Ежегодно к нему стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться перед иконой с его изображением и крестить детей перед ней.
Народная метеорология
Пророк Илия тесно связан с популярной метеорологией: он управляет небесной водой (дождем) и небесным огнем (молнией). Крестьяне считали, что гроза происходит от того, что пророк Илия на небесах борется со злыми духами и молниями становятся его стрелы. В некоторых местах легенда немного изменилась и пророка Илию называли «водоносом всех святых», шел дождь, когда «водоносец» вылил эту воду.
Во Владимирской области сохранились рассказы о любопытном человеке, который вознесся на небо и действительно увидел там пророка Илию в грохочущей колеснице, поливающего небо. Появление грохота, то есть не замерзающих зимой, родников и ручьев было связано с Ильей: считалось, что они появлялись там, где ударила огненная стрела Ильи или ступила его лошадь.
Илья ассоциировался с появлением грома, то есть не замерзших зимой родников. Фото: tgb.ru
О чем молятся святому?
Чаще всего к Николаю обращаются со следующими просьбами:
- защитить близких, которые путешествуют, плавают;
- помощь в пути, избавит от неприятностей;
- помощь в обучении, в приобретении новых знаний и навыков;
- восстановить справедливость (Николай защищает всех слабых и оклеветанных людей);
- помогает найти верный духовный путь.
Неважно, к кому обратиться за помощью. Главное, чтобы молитва была искренней и в уме не было злых мыслей, не было зла для других людей.
Иконы с изображением пророка
Самая первая икона «Илия Пророк» была написана в ранневизантийский период. На нем святой изображен в виде сурового человека с проницательными карими глазами, одетого в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Нередко Илья носил шерстяную шапку и в ее руки клали кинжал, тем самым передавая свою силу и злость, адресованные верующим. В те времена почти все святые изображались с оружием в руках.
Есть два принципиально разных способа написания пророка, поскольку они связаны с разными периодами его жизни. Некоторые иконописцы изображают его задумчивым, то есть сидящим на камне в пустыне и озирающимся, пока ворона кормит его. Написанная по этому поводу легенда гласит, что суть этой картины в том, что Святой Илия слышит божественный голос сквозь глубину земных проблем и мыслей.
Другой вариант — пророк Илия во время перехода в Царство Небесное. Его изображают стоящим с облаком у ног, его взгляд обращен к небу, но иногда он также смотрит на заброшенную землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащаницу своему самому надежному последователю — Елисею. «Святой Илия Пророк» — это икона, смысл которой — отразить в едином образе все ключевые моменты жизни, она написана множеством отличительных знаков, на которых можно увидеть беседу с Господом, победу на языческие жрецы, возрождение человека.
Дни празднования
Почитание иконы происходит во время популярного православного праздника в день Ильина. 2 августа верующие воздают дань уважения Божьему пророку Илии. А огромное количество традиций, связанных с этим днем, делает фестиваль одним из самых любимых и почитаемых праздников в России.
Они побеждают демонов и людей, не соблюдающих Закон Бога. Его образ несет повсюду гнев, ужас, смерть и разрушение. В этот день людям запрещено купаться. В этот день очень часто бывают грозы. И люди могут умереть, принимая ванну. Также по народным приметам люди, которые в этот день моются, могут заболеть или утонуть.
Также, если была гроза, в этот момент запрещалось находиться в воде, бегать по улицам, стрелять и петь. В этот день бабушки учили своих детей и внуков плотно закрывать двери, задергивать шторы на окнах и зажигать лампадку.
Только вера и соблюдение всех заповедей Господа принесут вам счастливую судьбу, любовь и благодать.
В чем помогает икона Ильи Пророка
Значение иконы пророка Илии чрезвычайно велико. Особенно это касается плодородного урожая на посевных площадях, появление которого без Божьей помощи может быть очень затруднительным.Поэтому с древних времен крестьяне, а в наше время крестьяне обращались к нему за помощью предотвратить это, обогатив почву проливными дождями.
Обратное бывает и тогда, когда люди, наоборот, обращаются к святыне, чтобы установить хорошую солнечную погоду. Считается, что икона пророка Илии помогает человеку освободить душу от скверны и почерневшего гнева. Молитва во время выполнения некоторых религиозных канонов и чтения молитвы может быть услышана и исцелена от болезней, которые ее сопровождают. Находясь дома, в специально предназначенном для этого уголке дома, он способен подарить живой семье особую интимность и тепло.
Особое внимание стоит уделить воздушно-десантным войскам. В каждой части этой воинской части всегда есть часовня, главной иконой которой является изображение святого Илии пророка.
В России эту почитаемую святыню можно увидеть в церковном храме, который находится на Обыденской улице в городе Москва. Еще одно его изображение находится в Новгородском храме, называемом Храмом Пророка Бога Илии.
Зачем Илия появляется в Новом Завете?
Святой пророк Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 г. Изображение: https://diomedes2.livejournal.com/
Пересекая Ветхий и Новый Заветы, люди ожидали скорого возвращения Илии на землю, согласно предсказанию Малахии, последнего пророка Ветхого Завета («Я пришлю вам пророка Илию до наступления великого и ужасного дня Господь »(Мал 4,5)).
Израильтяне увидели пыл Илии сначала в служении Иоанна Крестителя, а затем в проповеди Иисуса Христа. Некоторые думали, что одним из этих двоих был Илия (Иоанна 1:21; Матфея 16:14).
Однако настоящий Илия явился Господу Иисусу Христу на горе Фавор. Свидетелями этого были апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они увидели Илию и Моисея, говорящих со Христом в Его нетварном свете: «И сияло лицо его, как солнце, и одежды его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, говорящие с Ним »(Матфея 17: 1-3).
Пророк Илия появился на горе Фавор по разным причинам. Во-первых, действовать как олицетворение пророческих писаний, так же как Моисей является олицетворением Закона (благословенный Иероним Стридонский). Во-вторых, чтобы развеять заблуждения людей, которые верили, что Илия был Христом, и показать, что Христос есть Бог (поскольку он излучает свет), а пророки — его слуги (это толкование было предложено святым Ефремом Сиринцем). В-третьих, чтобы люди знали, что Иисус — правитель жизни и смерти, поскольку Моисей мертв, а Илия жив (интерпретация Евфимия Зигабена). Наконец, чтобы показать, что «день Господа», предсказанный Малахией, уже наступил.